Статьи

Совесть

Иван Онищук

Совесть. О ней так много говорят и так мало знают. Самое большое, на что способен человек в вопросах совести, так это воззвать к ней, когда кто-то делает что-то не так. С детства, каждому из нас знакомы эти слова «у тебя совесть есть?» Этот вопрос задавался нам, если мы вели себя неправильно по отношению к другим или же он задавался нами, тому, кто вел себя неправильно по отношению к нам. В том и другом случае вопрос относительно совести, остается для большинства из нас неотвеченным. Чтобы ответить на вопрос: «что такое совесть?», нам необходимо обратиться к Библии. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. (Бытие 1:27) Самое основное, что мы должны знать о совести, так это то, что ей обладает только человек. Никакое другое творение Бога не унаследовало от Творца этот дар. Животным, птицам, гадам и пресмыкающимся не ведомо чувство стыда лишь потому, что у них в природе отсутствует совесть. Вспомните кота, который вымывает свое тело среди комнаты, пес, который может сходить по нужде в неположенном месте или животные в зоопарке, вы пришли на них посмотреть, а они … Почему они себя так ведут? Потому, что для них такое поведение естественно, они же не люди. Вот для человека такое поведение не естественно и об этом ему говорит его собственная совесть. Прежде всего, мы должны знать, что совесть делает человека личностью. Как говорится «сколько людей, столько и мнений». А откуда, как вы думаете, берутся эти мнения? Правильно, из совести. Совесть внутри человека определяет его отношение к кому-либо или чему-либо. По этой причине, у каждого человека существует свой взгляд на одну и ту же ситуацию. Для одного это плохо, а другой не видит в этом ничего дурного. Бог создал человека с чистой совестью, а это значит, что Творец наделил его властью судить происходящее вокруг него. Когда Адам и Ева находились в Едемском саду, они наслаждались видом друг друга, хотя и были обнажены. Им не было стыдно, потому что их совесть была чиста. И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились. (Бытие 2:25) Более того, им не было стыдно не только друг перед другом за свой внешний вид, но они так же без стыда приходили в общение с Богом, которое происходило каждый день в саду, во время прохлады дня. Но их взгляд на Бога и друг на друга резко изменился после того, как они вкусили запретного плода. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел. И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания. И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. (Бытие 3:6-8) Что же на самом деле там произошло? А произошло нечто ужасное. Сатана в образе змея через грех нанес смертельный удар по человеческой личности. Помните, мы уже говорили о том, что совесть делает человека личностью. А в этой истории мы видим, что от сделанного греха совесть человека пострадала первой. Грех очернил совесть человека и в результате его взгляд стал другим. Адам и Ева смотрели друг на друга, и им обоим было стыдно за свой внешний вид. Произошли ли какие-то изменения в их внешности, нет. Но изменилась их совесть, она стала пораженной. Им не только стало стыдно находиться в присутствии друг друга, но и в присутствии Бога. Как следствие пораженной совести, они прикрыли свои тела опоясаниями из смоковных листьев и решили скрыться от лица Господа Бога. Но как вы уже знаете скрыться от Бога невозможно, поэтому Адам и Ева начали оправдывать себя пред Богом, тем, что стали обвинять друг друга. И в результате, виновным оказался Сам Бог. И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел. (Бытие 3:9-12) Сколько прошло времени, а люди не изменились. Сегодня, как и тогда мы совершаем грех, от которого страдает совесть и разрушается наша личность. Пораженная совесть искажает наш взгляд друг на друга, нам становиться стыдно, мы хотим прикрыть наш стыд и избавиться от чувства вины. Мы начинаем осуждать друг друга, чтобы найти себе оправдание, но так и не находим, поэтому начинаем во всех наших бедах обвинять Бога. Так поступает каждый человек, не зависимо от возраста, цвета кожи, социального статуса и образования. Можно ли это все изменить? И если да, то как? Да, можно! Слава Богу, что Он дал нам Свое Слово, в Котором не только указывается проблема человека, но и выход из нее. Итак, чтобы восстановить свою совесть, человеку необходимо перестать покрывать себя, осуждать других и обвинять Бога. Наша жизнь станет другой только в том случае, когда мы научимся брать ответственность за свои поступки. Прежде всего, надо научиться быть честным перед самим собой, перед людьми и перед Богом. Когда Адам и Ева все же признались Богу в том, что с ними произошло, Он помиловал их и покрыл их кожаными одеждами. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их. (Бытие 3:21) Чтобы сделать кожаные одежды для людей, Богу необходимо было пролить кровь животных. Потому, что сатана требовал у Бога справедливого возмездия за грех. Помните, когда Бог давал Адаму повеление относительно деревьев рая, Он сказал, что «в тот день, в который вкусишь от дерева познания добра и зла, смертью ты умрешь». Этой, то справедливости и требовал сатана от Бога. Чтобы исполнить Свое слово и сохранить жизнь людям, Бог позволил умертвить только дух человека, душа и тело остались живыми, благодаря смерти животного. Цена была заплачена. Совесть вместе с духом стала мертвой, а душа с телом человека остались жить. Что это значит, жить с мертвой совестью? Вспомните, что совесть делает человека личностью и наделяет его способностью судить окружающий мир. Мертвая совесть не способна судить происходящее и делать человека индивидуальной личностью в обществе. Вместо того, чтобы судить о том, как правильно сделать, она осуждает человека за неправильное действие. Мертвая совесть не оберегает человека от греха, а разрушает его посредством греха, через осуждение и чувство вины. Осуждение за свои действия подавляет в человеке личность и заставляет его чувствовать вину пред Богом. Но именно осуждение и чувство вины должны помочь человеку воскресить свою совесть, потому что именно они и ведут нас к Богу. Для большего понимания этой истины давайте обратимся в Святое Писание и посмотрим на одну историю, которая произошла с женщиной блудницей. Тут книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. (Евангелие от Иоанна 8:3-6) Очень интересное начало, книжники и фарисеи привели к Иисусу женщину, взятую в прелюбодеянии. Хочу, чтобы вы обратили внимание на некоторые детали. Во-первых, откуда эти религиозные люди знали дом блудницы? Нельзя ответить на этот вопрос точно, остается только лишь предположить, что кто-то из них в этот дом уже заходил. Во-вторых, написано, что они взяли женщину в момент прелюбодеяния. Как вы думаете, какие чувства ее переполняли. Она занималась обычным для себя делом и вдруг в ее дом врывается толпа разъяренных мужчин, тащат ее по улице по направлению к храму. Видя все это, собирается еще большая толпа и все они приходят к Иисусу с одним вопросом – «что с ней делать»? Этот вопрос был задан не для ответа, а для обвинения. Более того, не для обвинения женщины, но для обвинения Иисуса. Где-то мы уже видели подобную картину. В Едемском саду, когда сатана требовал справедливого суда над Адамом и Евой, т.е. их смерти и задавал Богу такой же вопрос – «Ты что скажешь»? Как тогда, так и сейчас, от ответа Бога зависела жизнь человека. Попробуйте понять чувства этой женщины. Ей было стыдно, она стояла посреди толпы в непристойном виде, чувство вины разрывало ее изнутри. Ей было так же и страшно, потому что религиозные люди требовали за ее поступок законного наказания – смерть. Какая реакция Иисуса на происходящее, написано, что Он не обращал на них внимание. Богу не интересно слушать, когда люди осуждают других людей потому, что Он пришел спасти мир, а не осудить его. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень. И опять, наклонившись низко, писал на земле. Они же, услышав [то] и будучи обличаемы совестью, стали уходить один за другим, начиная от старших до последних; и остался один Иисус и женщина, стоящая посреди. (Евангелие от Иоанна 8:7-9) Чтобы ответить на вопрос фарисеев и книжников, Иисус обращается к их совести. Он просит взять камень того, кто стоит перед Ним без греха и бросить в эту женщину первым. Таких людей не нашлось. Спустя некоторое время они остались одни, Иисус и блудница. Люди, осудившие ее ушли, но чувство вины и страх смерти все еще оставались в сердце этой женщины, она ожидала заключительного слова от Господа Иисуса Христа. И оно прозвучало. Иисус, восклонившись и не видя никого, кроме женщины, сказал ей: женщина! где твои обвинители? никто не осудил тебя? Она отвечала: никто, Господи. Иисус сказал ей: и Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши. (Евангелие от Иоанна 8:10-11) Так же как в Едемском саду Бог спас Адама и Еву, так же он спас от осуждения и смерти эту женщину. Более того Иисус снял с нее чувство вины и отпустил ее с миром. В этой истории произошло парадоксальное действие, те, кто пришли к Богу с осуждением человека, ушли от Него осужденными своей собственной совестью. Но та, которая предстала пред Богом с осуждением и чувством вины, ушла от Него оправданной и свободной. Прощение, которое она получила от Иисуса, изменило ее жизнь. После этой встречи с Богом, женщина перестала прелюбодействовать. Бог восстановил ее совесть, а это значит, что она была восстановлена как личность. Мы должны понимать, что только Бог может очистить нашу совесть от мертвых дел, которыми являются: религия, оправдание себя и осуждение других. В Едемском саду Бог кровью животных покрыл Адама и Еву от осуждения и смерти, даровав жертвоприношение, как временное убежище от греха. Жертвенник стал местом встречи человека с Богом. Когда убивалось животное, оно напоминало человеку о том, что на его месте должен был находиться он. Таким образом, ветхозаветный жертвенник напоминал человеку о том, что он греховен, а кровь животного лишь на время давала человеку возможность прийти в присутствие Бога, очищая его тело, а не совесть. Жертва Иисуса Христа изменила этот порядок. Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело, то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! (Послание Евреям 9:13-14) Библия говорит о том, что все мы много согрешаем, но грех не должен уводить нас от Бога. Мы никогда не освободимся от осуждения и чувства вины, если будем прятаться от Бога. Помните, что только Бог может освободить человека от осуждения и вины. Нам необходимо прийти к Богу, для того, чтобы Он очистил нашу совесть от мертвых дел для служения Ему. Кода твоя совесть чиста, тогда ты будешь помогать другим, очиститься от их грехов, рассказывая им о живом и истинном Боге. Через жертву и кровь Иисуса Христа, Бог очистил и воскресил совесть человека. Воскресшая совесть стоит на страже человеческого сердца, оберегая его от греха и сохраняя его общение с Богом. Возлюбленные! если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу, и, чего ни попросим, получим от Него, потому что соблюдаем заповеди Его и делаем благоугодное пред Ним. (1-е Послание от Иоанна.3:21-22) Быть человеком с чистой совестью, это значит, быть личностью, которая не оправдывает себя, не осуждает других и не обвиняет Бога! Журнал МИССИЯ.RU №17