Статьи

Раб, слуга или сын?

Александр Баландин

Психология человека построена таким образом, что он является кем-то, либо рабом, либо слугою, либо сыном. В человеке живут все эти три категории и у каждого есть шанс стать кем-то из этих трёх. Подумай, кем ты хочешь быть и кем ты являешься на самом деле? Это зависит только от тебя. Я бы назвал это тремя степенями восхождения к своей вершине. Сыновство, это твоя вершина. Рабство, это подножие твоей вершины. И состояние слуги, это путь твоего восхождения к вершине. Ещё скажу; наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от раба, хотя и господин всего: Он подчинён попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного. Так и мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону. (Галатам 4:1-4) Каждый ребёнок, рождаясь в семье, является наследником всего имущества, которым обладает семья. Мы все знаем, что наследником может быть только сын или дочь. Чужой ребёнок не может стать наследником, только усыновлённый. Каждый ребёнок рождается со статусом сына-наследника, хотя в детстве он таковым не является. Он ещё ползает у подножья своей вершины. Бывает так, что некоторые люди до старости ползают у подножия своей вершины. Это значит что-то не так с их умственным развитием. Апостол Павел пишет, что сын, пока он ещё в детстве, ничем не отличается от раба. Ребёнок со своим мышлением, как раб. Кто такой раб? Давайте посмотрим на его характеристики. Во-первых, раб, это собственность своего хозяина. Во-вторых, раб никогда не должен иметь своего мнения. В-третьих, раб полностью подчинён воле своего хозяина и беспрекословно должен исполнять любой его приказ. В-четвёртых, раб лишён всякой инициативы. И он не должен думать и размышлять. Раб ничего не имеет и ничем не обладает. Раб может быть либо продан, либо куплен. Раб полностью зависим от своего хозяина. Другими словами раб, это робот, запущенный в эксплуатацию. Сын, это полная противоположность рабу. Сын всегда имеет своё мнение, способен думать и размышлять, проявлять личную инициативу. Он обладает наследством и имеет полноценную свободу. Слуга, это нечто среднее между рабом и сыном. Слугу можно назвать наёмником. Слуга, это человек, которого наняли за определённую плату. Слуга может уйти от одного хозяина, если его что-то не устраивает и работать у другого. Итак, ребёнок, это раб, и является собственностью своих родителей. Он полностью зависит от них, подчиняется их мнениям и решениям, потому что сам он ещё не имеет своего мнения, не способен здраво мыслить и не способен принимать ответственных решений. Поэтому, ребёнок должен быть послушен родителям во всём. В русском языке есть только одно слово, обозначающее сына, а в греческом, употребляется три слова. 1. «Текнион» говорят о мальчике-младенце. 2. «Текнон» говорят о сыне, ребёнке, который взрослеет, но ещё не готов к ответственности. 3. «Гуиос» говорят о том, кто готов к ответственности – кто прошёл через церемонию «усыновления». Таким образом, мы могли бы суммировать это понятие так: первое – текнион – означает младенца или маленького ребёнка. Второе – текнон – означает подростка. Третье – Гуиос – означает сына (того, кто поставлен в положение сына через усыновление). В странах Ближнего Востока младенца мужского пола не называли сыном (гуиос). Его называли младенцем мужского пола. Выражение «сын» обычно использовалось после усыновления. Послание Апостола Павла, которое мы недавно прочитали, представляет из себя, картину христианина, который должен пройти через процесс роста, прежде чем он будет поставлен в своё положение сына Божьего. А тем, которые приняли Его, верующим во Имя Его, дал власть быть чадами Божьими. (Ев. от Иоанна 1:12) Каждый человек имеет право стать сыном Божьим. Оправдание – это только начало нашего великого спасения. В этом стихе есть слово «власть» - важное слово. По-гречески оно звучит «эксозиа». Это слово означает привилегию, право или разрешение. Когда на светофоре зажигается зелёный свет, вы имеете эксозиа (право, разрешение или привилегию) двигаться вперёд. Если в этот момент в твоей машине кончится бензин, или она заглохнет по какой-то причине, то у тебя не будет силы ехать, хотя у тебя есть власть (право, разрешение) ехать. Когда мы принимаем Христа, нам даётся право, привилегия или власть стать сынами Бога, но если нет силы, мы будем стоять на месте, мы будем рабами своих обстоятельств. При этом Апостол Павел нас предупреждает: «Посему будем опасаться, чтобы когда, ещё остаётся обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим». (Евреям 4:1) Во дни Павла евреи-христиане получили выговор за то, что они не становились теми, кем они имели право стать. Так же и дети Израиля имели власть (право, разрешение, привилегию) войти в Ханаан и овладеть землёй обетованной, но они погибли в пустыне в неверии. Неверие убило их, как сегодня оно убивает многих духовно. Они не стали теми, кем они имели власть стать. Тоже самое, мы, можем прочитать и про коринфских христиан, которым Павел сказал в 1-м Коринфянам 3:1-2: «Я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твёрдою пищею, ибо вы были не в силах, да и теперь не в силах». Это довольно отрезвляющая мысль, когда вы осознаёте, что коринфская церковь имела все дары Духа и многие другие похвальные качества. Но они не стали теми, кем они имели право стать – зрелыми христианами, подготовленными к обязанностям сыновства. Благодарение Богу, что нам обещана власть (право) стать детьми Божьими, а не быть чьими-то рабами. Господь хочет привести нас к совершенству, чтобы мы не оставались в младенчестве, но пришли в полный возраст сына. Он хочет, чтобы мы были без умственных расстройств, эмоциональных ран и физических болезней. Он желает, чтобы мы были здоровы духом, душой и телом. Но только человек, достигший Божьего сыновства способен на это. Я хочу сейчас провести параллель между рабом, слугою и сыном, и телом, душою и духом. Вы все знаете, что грех разрушает нас. Часто грех разрушает тех, кого мы любим. Грех может вызвать болезнь тела, души и духа. И только Бог может исцелить эти три составляющие нашего естества, а для этого мы должны возрасти, оставить своё христианское детство и принять статус сынов Божьих, чтобы в дальнейшем нам получать силу от Бога для движения вперёд. Дух, это прообраз сына и именно в духе есть полноценная свобода, там происходит наше общение с Господом, если конечно дух возрождён. Душа, это прообраз слуги, и именно она в правильном Божьем понимании должна быть подчинена духу. Дух ведёт всё человеческое естество, так как он должен быть ведомым Самим Господом. И наше тело, это прообраз раба, которое полностью подчинено душе и духу. Наше тело, это чистый исполнитель нашей воли и наших желаний. Все желания и все решения, которые исходят от духа и души безукоризненно исполняются нашим телом – руками, ногами, глазами, ушами, языком. Этот порядок Бог установил в человеке с целью, чтобы тот мог быть совершенным и в совершенстве исполнять волю Божью. Если этот порядок посредством греха нарушается, например тело становится ведущим, а душа и дух следуют за ним, человек превращается в животное, которое не может контролировать своё тело и свою физическую силу. В Библии таких людей называли одержимыми бесами, когда дух, душа и тело были связаны демоническими силами и полностью зависели от них. У каждого составляющего, человеческого существа, есть своё предназначение. Дух обращается вверх к Богу. Душа обращается внутрь к самой себе. Тело обращается во внешний мир. Чтобы человек, состоящий из этих трёх частей, был совершенно здоров, необходимо, чтобы все части человека находились в гармонии между собой. Чтобы дух подчиняющийся воле Бога и главенствующий над душой, отдавал Божье повеление душе. А душа, как слуга и распорядительница в человеческом естестве, отдавала непосредственные приказания телу, которое, как послушный и преданный раб мог исполнять всё, что ему будет сказано. Некоторые люди не видят разницы между душой и духом, потому что эти две части относятся к той области человеческого существа, которая неосязаема и нематериальна. И многие люди обобщают эти два термина, не видя между ними существенной разницы. Но на самом деле разница есть и очень колоссальная. Автор послания Евреям недвусмысленно утверждает, что между духом и душой человека существует разница. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные. (Евреям 4:12) Заметьте, что Слово Божье разделяет душу и дух, делая их отделёнными друг от друга внутри нас. Апостол Павел разъясняет разницу между двумя терминами в 1-м послании к Коринфской церкви 2:14-15: «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием, и не может разуметь, потому что о сём надобно судить духовно. Но духовный судит о всём, а о нём судить никто не может». Обратите внимание, какая разница между душевным и духовным человеком! Давайте рассмотрим эти три термина, составляющие человеческое существо дух, душу и тело на греческом языке. Пнеума - греческое слово, означающее «дух». Оно означает «дыхание». Лёгочное заболевание «пневмония» получило своё название от этого слова. Психе - греческое слово, означающее душу. Отсюда взялось слово «Психология» - наука о душе (разуме) человека. Сома - греческое слово, означающее тело человека. «Психосоматические» заболевания – это расстройства тела, вызванные умственными и эмоциональными (душевными) проблемами. Поэтому, если наш дух не возрождён, он не в состоянии найти утешение нашей душе, если она больна и страдает. И это душевное состояние передаётся телу, которое, как послушный раб принимает от больной души всё, что она переживает и в итоге душевная болезнь перерастает в физическую. Как мы уже убедились, функции духа, души и тела связаны друг с другом. Здоровый дух – крепкое основание для здоровой души. Здоровая душа способствует здоровью тела. Есть так же обратная связь. Трудно быть в лучшей духовной форме, если мы эмоционально или физически больны. Если наш разум или тело нездоровы, то это может сказаться и на нашей работе для Бога. Поэтому, чтобы наше человеческое естество было здоровым, нужно чтобы наш дух был крепко соединён с Духом Божьим. Друзья мои, никогда не будьте рабами своей души и плоти. Потому что когда ты начинаешь удовлетворять желания своей плоти, различные похотливые желания, твоя плоть будет требовать всё большего удовольствия и удовлетворения. Исполняя желания раба, ты сам становишься рабом. Как мы знаем: «…кто кем побеждён, тот тому и раб». Не будь побеждён желаниями своей плоти и души. Точно так же и с душой. Душа тоже много чего хочет и если удовлетворять её желания, можно стать таким как она – «душевным человеком», это значит эмоциональным, импульсивным, обидчивым, горделивым, трусливым, амбициозным. Поэтому неспроста, Слово Божье, когда мы его читаем, проникает до разделения души и духа. Дух и душа не должны быть вместе. Что общего может быть между сыном и слугою или рабом? Сын, это господин, а слуга, это слуга и раб это раб. Если в человеке дух и душа соединяются вместе, такой человек становится душевным, а душевный человек Богу угодить не может. Потому что Бог есть Дух и поклоняться Ему мы должны в духе и истине. Душа сама по себе не умеет прощать. Только под воздействием духа, который имеет общение с Богом, душа, подчиняясь своему господину-духу может простить своего обидчика. И роль прощения наиболее важна в получении внутреннего исцеления. Замечательный пример внутреннего исцеления и прощения находится в Ветхозаветной истории об Иосифе. Как вы знаете, Иосиф много страдал. Его отец, Иаков, уделял ему особое внимание и любовь. Будучи мальчиком, во сне от Бога он увидел, что однажды станет великим правителем. Его братья были очень завистливы и, в итоге, продали его как раба в Египет. Жена его хозяина попыталась вовлечь его в грех прелюбодеяния. Разозлившись, она солгала на Иосифа и заставила своего мужа, Потифара, заточить его в темницу. Преданный Богу, проданный в рабство, ложно обвинённый, забытый в тюрьме он был испытываем Словом Божьим. Естественно, у Иосифа были все причины, чтобы озлобиться, стать желчным, обидчивым и разрушить себя самосожалением и отчаянием. Но он не сделал этого. Такие ситуации делают нас или «горче» или «лучше», всё зависит от того, как мы реагируем. Выбор за нами. Как отреагировал Иосиф? Он простил всех, кто причинил ему зло. Мы знаем конец этой истории. Иосиф исполнял важные обязанности даже во время своего заключения. После тринадцати лет своего заключения он был единственным человеком в Египте, который мог истолковать сон Фараона. За это он был поставлен Фараоном на высокий пост власти и могущества. Он стал правителем над всем Египтом. Бог привёл к нему его братьев. И что он сделал? Восстал в гневе? Уничтожил их в приступе ярости бушевавшей годами обиды? Нет! Он накормил их и простил. Чем вызван такой благородный поступок Иосифа? Я не верю, что Иосиф поступил необдуманно или спонтанно. Я не думаю, что всё произошло именно так, потому что в эту минуту к Иосифу пришла «удачная мысль». Это был поступок, рождённый из его характера, и ушли многие годы на формирование такого характера. Когда Иосиф вновь увидел своих братьев, он уже прожил в Египте около 23-х лет. В возрасте 17 лет он попал в Египет. Времени было вполне достаточно, чтобы стать «горче» или «лучше». Всё зло, которое происходило с Иосифом, Бог обращает во благо. Я верю, что Иосиф держался за Божьи слова и сон. Это была его надежда. У него было чудесное предназначение. Поэтому, всё, в конце концов, сработало для этой доброй цели. Это откровение помогло ему быть верным и прощающим. Вспомните его, полные божественной мудрости слова, сказанные братьям. И сказал Иосиф: не бойтесь, ибо я боюсь Бога; вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей; итак не бойтесь: я буду питать вас и детей ваших. И успокоил их и говорил по сердцу их. (Бытие 50:19-21) Бог всегда всё обращает во благо. Иосиф полностью доверился Богу и Бог внутренне исцелил его. Мы можем научиться из жизни Иосифа внутреннему исцелению, если наши дух, душа и тело будет в правильном положении перед Богом. Бог стёр из его воспоминаний то, как с ним плохо обошлись его братья, потому что мы видим его прощение и любовь к своим братьям. После того, как Иосиф был поставлен у власти, ему дали жену Асенефу, дочь Потифера. Вы заметили, что имя отца его жены очень похоже по звучанию и значению, на имя его прежнего господина Потифара. Любая оставшаяся боль или обида в сердце Иосифа по отношению к Потифару могла легко стать большой проблемой в его семье. Просто взгляд на своего тестя или простое упоминание его имени могло вызвать в разуме Иосифа полные боли воспоминания о несправедливом заточении в тюрьме. Сколько людей страдают от таких пережитков прошлого? Душа, это такая часть нашего естества, которая способна очень долго помнить нанесённые ей боли, обиды и унижения. И если она останется одна без поддержки возрождённого духа, месть такого человека будет страшной. Если бы Иосиф не был духовным человеком, многие бы головы его обидчиков полетели бы прочь. Поэтому душевные люди не умеют прощать. Иосиф – отрасль плодоносного дерева, отрасль плодоносного дерева над источником; ветви его простираются над стеною; Огорчали его, и стреляли, и враждовали на него стрельцы, но твёрд остался лук его, и крепки мышцы рук его, от рук мощного Бога Иаковлева. Оттуда Пастырь и твердыня Израилева. (Бытие 49:22-24) Откуда настоящий пастырь угодный Богу? Из характера, которым обладал Иосиф. Бог не только убрал боль из воспоминаний Иосифа, Он сделал больше. Он буквально взял злые события в жизни Иосифа и обратил их в великое благо – для Иосифа и для Бога! Божьи вечные намерения были достигнуты вовремя через жизнь Иосифа. Ничего не было потеряно или испорчено. Бог может стереть из вашей памяти плохое прошлое, за что можно было бы мстить. Бог может сделать вас плодоносным в земле вашего страдания. Позвольте Ему исцелить вашу душу. Бог хочет исцелить не только ваши прошлые раны, но так же дать вам светлую надежду на будущее. Нам нужно позволить Ему защищать нас от различных внутренних повреждений, которые могут ранить нашу душу в будущем. Постоянная благодать Его прощения может быстро потушить огонь злобы, обиды, зависти, страха и самоосуждения до того, как они смогут повредить нам или другим. Подобно Иосифу, мы тоже имеем вечное предназначение во Христе Иисусе. Божья церковь «Дерево Жизни» - это плодоносное дерево и каждый из вас может стать плодоносной отраслью этого «дерева». Поэтому, во всех испытаниях будьте твёрдыми, не будьте рабами своей души и плоти, научитесь прощать, потому что из среды испытаний, прощения, любви и плодовитости выйдет пастор способный сделать многое для Царства Божьего! Давайте не будем рабами своей души и плоти, но будем, как Иосиф, сынами нашего Господа, которые в любых обстоятельствах хранят своё сердце в преданности и любви своему Господу. Больше всего хранимого, храни сердце своё, потому что из него источники жизни. (Притчи 4:23) Если Господь показывает вам боль, горе или рану в вашем сердце, отдайте их Ему. Позвольте Ему исцелить вашу душу, чтобы стать совершенными сынами и дочерьми нашего Небесного Отца! Помните, что Иисус обещал? Возьмите иго Моё на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирён сердцем, и найдите покой душам вашим. (Ев. от Матфея 11:29) Журнал МИССИЯ.RU №16