Иван Онищук
Пасха, что это за событие, и какое значение оно несет в себе? Для одних – это выходной день, для других, это праздник, который сопровождается определенными обрядами, такими как выпечка куличей и окрашивание яиц. Но, что на самом деле представляет собой это событие, мы попытаемся понять с помощью Священного Писания, Библии. Как и все историки Христианства берут начало от Израильского народа и его взаимоотношений с Богом, так и праздник Пасхи тесно связан с историей Израиля. Время первого упоминания о Пасхе связано с периодом окончания египетского рабства, в котором находились иудеи. В книге Исход сказано, что Бог увидел страдания Своего народа и решил его освободить из рабства и ввести в землю Ханаан, о которой Он обещал Аврааму, Исааку и Иакову – основателям Израильского народа. Для осуществления Своего плана, Бог избрал человека по имени Моисей, который и должен был предоставить иудеям свободу. Бог обеспечил Своего слугу всем необходимым, в ответ на упорство фараона, царя Египта, Моисей показал девять казней, в которых была исполнена сила Бога Израиля и Его преимущество над египетскими богами. Но, не смотря на демонстрацию силы Бога и страдание египтян, фараон не желал отпускать многомиллионный иудейский народ. И тогда Господь Бог повелел Моисею осуществить над фараоном последнюю, десятую казнь, которая несла поражение всем первенцам Египта. Израилю же, во избежание этой казни, Бог повелел совершить Пасху, т.е. заколоть ягненка и помазать его кровью косяки своих домов, чтобы губитель не смог причинить им зла. Слово «Пасха» упоминается в этой истории впервые и несет в себе смысл жертвы, ягненка необходимо было принести в жертву. И так, мы видим, что Пасха это не вкусно испеченный хлеб, а принесенный в жертву ягненок. Но какое значение Пасха имеет для иудеев и почему она так почитаема христианами? Чтобы ответить на этот вопрос нам необходимо знать, что праздник Пасхи включает в себя четыре важных аспекта, которые мы и рассмотрим: 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ 2. ПРОРОЧЕСКИЙ 3. ВЕЧНЫЙ 4. ЛИЧНЫЙ Давайте изучим каждый из них в отдельности. ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ К историческому аспекту относится иудейская Пасха, которая положила начало свободе израильского народа от египетского рабства. Библия указывает, что на протяжении 430 лет иудеи были рабами, и к концу этого срока Бог призвал Моисея и его родного брата, Аарона, чтобы они вывели свой народ на свободу. И сказал Господь Моисею и Аарону в земле Египетской, говоря: месяц сей [да будет] у вас началом месяцев, первым [да] [будет] он у вас между месяцами года. Скажите всему обществу Израилевых: в десятый [день] сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на семейство; а если семейство так мало, что не [съест] агнца, то пусть возьмет с соседом своим, ближайшим к дому своему, по числу душ: по той мере, сколько каждый съест, расчислитесь на агнца. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Господня. (Исход 12:1-11) Иудеи в точности исполнили заповедь Бога и сделали так, как Он им говорил. В результате послушания, Бог вывел Свой народ из Египта и даровал им свободу. В знак благодарности и почтения Бога Авраама, Исаака и Иакова, все иудеи празднуют Пасху, тщательно храня и передавая эту традицию из поколения в поколение. ПРОРОЧЕСКИЙ АСПЕКТ Пророческий аспект открывает нам Иисуса Христа – Сына Божьего, как Пасхального Агнца, предназначенного для заклания и искупления всего человечества. Так же как агнец стал основанием для физической свободы целой нации, так и Иисус Христос стал Закланным Агнцем Божьим, для искупления всего человечества от духовного рабства греха. Страдания и смерть Иисуса Христа были предсказаны пророками за долго до Его рождения. Так, к примеру, пророк Исаия пророчествует о Нем следующее: Кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? Ибо Он взошел пред Ним, как отпрыск и как росток из сухой земли; нет в Нем ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лице свое; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь. (Исаия 53:1-8) Господь Иисус пришел в этот мир для того, чтобы исполнить библейские пророчества и взять на Себя грех этого мира. Об этом очень точно сказал самый великий из пророков – Иоанн Креститель. Иоанн крестил народ в реке Иордан, он встретился с Иисусом Христом и назвал Его Агнцем Божьим, Который несет в Себе освобождение всем людям. На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира. (Ев. от Иоанна 1:29) Иисус Христос, как Агнец Божий, соответствовал всем характеристикам Пасхального агнца, которые мы можем найти в книге Исход. Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови [его] и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра; но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Господня. (Исход 12:5-11) Для того, чтобы увидеть сходство Иисуса Христа и Пасхального Агнца, нам необходимо будет рассматривать требования, предъявляемые к агнцу в книге Исход с характеристиками Сына Божьего, предоставленными нам в Новом Завете. Агнец должен быть: 1. без порока … зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас … (1-е Петра 1:18-20) 2. мужского пола Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его … (Ев. от Луки 1:32) 3. однолетний Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. (1-е Иоанна 4:9) 4. заколет все собрание общества Израильского вечером И, отвечая, весь народ сказал: кровь Его на нас и на детях наших. Тогда отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. (Ев. от Матфея 27:25-26) Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого: и померкло солнце, и завеса в храме раздралась по средине. Иисус, возгласив громким голосом, сказал: Отче! в руки Твои предаю дух Мой. И, сие сказав, испустил дух. (ев. от Луки 23:44-46) 5. кости его не сокрушайте Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней, но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. (Ев. от Иоанна 19:32-34) Когда Иисус пришел в этот мир, Он в точности соответствовал тем характеристикам, которые были предъявлены к Пасхальному Агнцу. Это было сделано для того, чтобы истина Божьего Слова могла совершиться в Иисусе Христе и освободить человечество от духовного рабства греха. ВЕЧНЫЙ АСПЕКТ Вечный аспект указывает на Иисуса Христа, как Пасхального Агнца, Который был приготовлен прежде создания мира для искупления всего человечества от рабства греха. И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по [воле] князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом, - благодатью вы спасены … (Ефесянам 2:1-5) Библия говорит нам, что мы все были мертвые по отношению к Богу и находились в рабстве греха и злой похоти. Но благодаря Иисусу Христу мы получили жизнь и освободились от греха. Христос стал для нас Пасхальным Агнцем и вывел нас на свободу, исполнив тем самым вечную волю Своего Небесного Отца. … зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена для вас, уверовавших чрез Него в Бога, Который воскресил Его из мертвых и дал Ему славу, чтобы вы имели веру и упование на Бога. (1-е Петра 1:18-21) Иисус Христос, как Пасхальный Агнец, был предназначен для нашего искупления еще в вечности и в вечность Он ушел, после того как совершил Свое предназначение. И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле. И когда он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых. И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле. И я видел, и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение. И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков. (Откровение 5:6-13) ЛИЧНЫЙ АСПЕКТ К личному аспекту относится осознание и принятие Иисуса Христа, как Пасхального Агнца Божьего, Который был заклан за мои личные грехи и преступления. Для совершения этого аспекта, человеку необходимо лично вкусить от Пасхального Агнца, т.е. принять Иисуса Христа, как Своего личного Господа и Спасителя. Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и [сам] принял, [то] [есть], что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати; потом явился более нежели пятистам братий в одно время, из которых большая часть доныне в живых, а некоторые и почили; потом явился Иакову, также всем Апостолам; а после всех явился и мне … (1-е к Коринфянам 15:1-8) Личный аспект очень важен для каждого человека, потому что для него то Иисус Христос и пришел в этот мир, совершил все библейские пророчества, исполнил вечное предназначение Своего Небесного Отца и воссел одесную Его на небесах. Иисус Христос желает стать Пасхой для каждого человека, вывести его из греховного рабства, дать ему свободу и стать его личным Господом и Спасителем. Со стороны человека необходимо лишь вкусить от Пасхального Агнца, а это значит позволить Иисусу Христу войти в свое сердце через молитву покаяния: «Господь Иисус, я признаю себя грешником и раскаиваюсь в своих грехах и беззакониях, которые я делал всю свою жизнь. Сегодня я не хочу жить по-прежнему и поэтому я прошу Тебя, Иисус Христос, войди в мое сердце и стань для меня Пасхальным Агнцем. Иисус, освободи меня от греха и дай мне жизнь вечную. Спасибо Тебе, Иисус, за то что Ты простил мой грех и освободил меня. Аминь!» Теперь, когда мы знаем что Пасха это не вкусный хлеб и не окрашенные яйца, а Иисус Христос, закланный за нас. Нам необходимо изменить свое отношение к этому событию и начать праздновать его с осознанием, радостью и благодарением. Итак очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас. Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины. (1-е к Коринфянам 5:7-8) Журнал МИССИЯ.RU №1